"У желаний нет выходных". Р. Бертон

Upgrade самооценки заказывали?

Upgrade самооценки заказывали?

 

«Винни-Пух с Пятачком отправились поутру в гости к кролику, идут десять минут молча. Прошло еще минут десять, Пятачок напевает, а Винни-Пух продолжает молчать. Через полчаса, когда они уже практически подошли к домику Кролика, Винни-Пух поворачивается и ударяет Пятачка в ухо. Пятачок потирает ухо и жалобно говорит:
- Винни, за что?
Винни-Пух:
- Ах ты, свинья, полчаса идешь, и такое про меня думаешь!»

 

Вроде бы забавный анекдот, но только до тех пор, пока не приходится констатировать факт существования зависимости Винни-Пуха и некоторых людей от того, что о них подумают или скажут другие.

Где уж тут веселиться, когда право оценивать себя передается в чужие руки, когда настроение напрямую зависит от того, что скажет шеф, подруга или обычный прохожий. И даже тогда, когда окружающие не говорят ничего, внутренний голос начинает самостоятельно выстраивать гипотезы и додумывать за собеседника невысказанные суждения, преимущественно, в негативных тонах. Вот и получается, не жизнь, а сплошное раскачивание на качелях: похвалили, сказали доброе слово – и ты наверху, оскорбили, проигнорировали, не оценили должным образом – и вот ты уже стремительно несешься вниз. Так что же заставляет смотреть на себя глазами других людей?

 

Как правило, причина кроется в отсутствии ясного и четкого представления о себе, своих сильных и слабых сторонах, положительных и отрицательных качествах, в низкой самооценке и как следствие, неуверенности в себе. Если воспользоваться метафорой, то самооценку можно сравнить с фундаментом, а уверенность с возводимым на нем домом. От того, какого качества материал используется и насколько соблюдается технология его заливки, зависит прочность и долговечность постройки. Соответственно, если в основе «постройки» лежат такие родительские установки как «Ни на что-то ты не способен», «И в кого-то ты такой уродился», «Бедненький мой, несчастный» или ограничивающие убеждения типа «нет», «нельзя», «не делай», «лучше не надо», то рассчитывать на формировании у ребенка уверенного поведения особо не приходится. А вот гарантировать формирование всевозможных страхов и комплексов вполне реально. Чтобы нейтрализовать такое негативное программирование и заложить основы сценария победителя, родителям потребуется включить в свой словарь такие слова как «да», «ты справишься», «почему бы тебе не попробовать» и использовать их как можно чаще. Так что, родители, отслеживайте то, какие слова вы используете, и с какой интонацией вы их произносите, когда общаетесь с ребенком.

 

Бывают случаи, когда родители возлагают на детей миссию по реализации своих несбывшихся стремлений и мечтаний, и ребенок делает все от него возможное, чтобы оправдать ожидания своих родителей. К чему это приводит? Как правило, став взрослым, он будет неосознанно стремиться нравиться и угождать начальству, близким, друзьям ради подтверждения своей значимости, получения похвалы и одобрения. Вот и получается, что получив в «наследство» такие «туманные ориентиры» от взрослых относительно своей личности, повзрослевший ребенок неосознанно продолжает жить в соответствии с их установками, воплощая в жизнь сценарий неудачника.

 

Что делать?

1. Вспомните те оценочные установки, которые вы слышали в свой адрес в детстве от родителей, родственников, учителей, друзей. Как сейчас отзываются о ваших профессиональных качествах коллеги, начальство? Как вас характеризуют в кругу вашей семьи (жена/муж, дети)? Насколько совпадают или отличаются сегодняшние характеристики с вашими характеристиками из детства? Насколько вы согласны с этими оценками? Какие характеристики вам нужно усилить, приобрести, а от каких вам следует отказаться? Какие характеристики/черты характера вам необходимы в настоящее время? Составьте подробный список. Что вы готовы сделать уже сейчас, чтобы эти характеристики принадлежали вам? Напишите, как минимум 3 шага в реализации свой цели.

 

2. Определите свою ценность, продолжив следующие предложения:

Я уважаю себя за …
Я ценю себя за …
Я горжусь собой, когда …
Я люблю себя за …
Моя сила в …

 

Услышав критику в свой адрес, сохраняйте спокойствие и анализируйте ситуацию. Была ли критика конструктивна? Если да, то делайте соответствующие выводы. В случае, если это не критика, а банальный выплеск эмоций, то есть смысл научиться признавать право людей на их проявление, включая негативные. Однако это совсем не означает, что вас хотели обидеть. Возможно, у несдержанного на проявление эмоций человека плохое настроение, проблемы в семье и он выбирает такой способ реагирования на проблемы. Если же вам выражают сомнения в вашей компетенции, то ищите опору в своих внутренних ресурсах и способностях, как героиня нижеследующего ролика и помните, что если вас вообще не критикуют, то значит, успеха вы еще не добились.

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

3. Встречаясь с кем-либо и заранее переживая за то, что вас могут оценить не в самых радужных тонах, перенесите фокус своего внимания на собеседника. Вместо того чтобы думать о том, как вы выглядите, ясно ли вы излагаете мысли, проявите искренний интерес к другому человеку, его личности, интересам, предпочтениям. Не исключено, что он тоже волнуется о том, какое впечатление он на вас производит.

 

4. Не получая одобрения и похвалы от окружающих и расстраиваясь по этому поводу, есть смысл определить свою ролевую позицию. Вы сейчас в позиции взрослого или ребенка? Скорее всего, второй вариант, поскольку именно ребенку важно получать одобрение и поддержку родителей. Безусловно, и Взрослому необходимы внимание и эмоциональная поддержка близких, но с той лишь разницей, что он не зависит от внешнего подкрепления окружающих и вполне может «подзарядиться» своими внутренними ресурсами (см. пункт 2). Кроме того, важно понимать, что кто-то может похвалить, а кто-то просто промолчать, чтобы лишний раз не акцентировать внимание на сильных сторонах другого.

 

5. Как сказал Билли Уайлдер «У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам». Определите свои цели, разрабатывайте план по их достижению и действуйте! Чем больше вы в себя вкладываете, тем лучше руководите своей жизнью и меньше зависите от оценки других людей! Хвалите себя за малейшие успехи, не дожидаясь пока это сделает кто-то другой. Помните знаменитую реплику известного поэта, произнесенную им, когда он закончил написание драмы "Борис Годунов": "Ай да Пушкин, ай да сукин сын"?

 

6. Старайтесь прислушиваться к мнению действительно компетентных людей, но при этом оставайтесь оригинальной версией самого себя! Живите по принципу «Я у себя первый», что символизирует умение находиться в ладу с самим собой. И даже тогда, когда покажется, что весь мир настроился против вас, не забывайте, что самолет взлетает против ветра!

 

И напоследок притча для размышлений:

«Однажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал: – Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!

Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил: – Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело,– и, немного подумав, добавил: – Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.

– С удовольствием, Мастер, – пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план. Мастер снял со своего левого мизинца кольцо с красивым камнем.

– Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты!
Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один торговец любезно объяснил ему, что золотая монета – это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну, в крайнем случае, серебряную.

Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.

– Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, – с грустью сказал он. – В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но никак не золотую! Торговцы твердят, что это кольцо столько не стоит.

– Да, неплохо было бы узнать истинную ценность кольца! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит за кольцо.

Юноша отправился к ювелиру. Тот долго рассматривал кольцо и, наконец, сказал:

– Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше 58-ми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за 70, учитывая срочность сделки.

– Семьдесят золотых монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.

– Садись сюда, – сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека.

– И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?»

 

Автор: Светлана САвостьянова